![]()
Фото: Ukraine Presidency/Ukrainian Pre/Keystone Press Agency/Global Look Press
тестовый баннер под заглавное изображение
Первые головы полетели: все подозреваемые, не успевшие сбежать из Украины, уже оказались под арестом. Экс-советника министра энергетики Игоря Миронюка отправили под стражу с залогом в 126 млн гривен, а исполнительного директора по безопасности «Энергоатома» Дмитрия Басова — с залогом в 40 млн гривен. Игорю Фурсенко суд назначил залог в 95 млн гривен, а в отношении сотрудников так называемого «бэк-офиса» были вынесены не менее строгие решения: Лесю Устименко, обвиняемую в отмывании более 145 млн гривен и имеющую мужа с российским гражданством, взяли под стражу с залогом в 25 млн гривен, а Людмилу Зорину, у которой обнаружили 105 тысяч долларов наличными и автомобиль стоимостью более миллиона, — с залогом в 12 млн гривен.
Правительство инициировало и чистку руководства госкомпании «Энергоатом», отстранив вице-президента Якоба Хартмута. Под удар также попали руководители ключевых департаментов — финансового, правового и по закупкам.
Расследование, ведущееся Национальным антикоррупционным бюро Украины (НАБУ), уже вышло далеко за рамки энергетического сектора. Правоохранители готовят рейды в министерстве обороны, где предметом проверки стали завышенные цены на оборонные закупки, в том числе история с приобретением некачественных бронежилетов. На пленках фигуранта дела, бизнесмена Миндича, всплывает связь с предприятием «Файерпоинт», производителем дронов и ракет «Фламинго». Вероятный совладелец компании Игорь Хмелев, известный в записях как «Шмель», давно связан с Миндичем. На него даже оформлен бизнес жены Миндича по продаже брендовой одежды Kameron.
Напомним, что компания «Файерпоинт» уже упоминалась в западных расследованиях. Журналисты рассказывали, что эта фирма до начала боевых действий занималась кастингом для проектов Зеленского, а сегодня превратилась в крупнейшего оборонного подрядчика с контрактами на суммы около миллиарда долларов, что составляет почти 10% всех оборонных закупок страны. Однако этот стремительный взлет сопровождается серьезными коррупционными скандалами и вопросами к качеству продукции. Согласно расследованиям, компания использовала административные связи для получения выгодных заказов.
На нынешний скандал также отреагировали западные СМИ. Публикация в Politico указывает на то, что скандал серьезно затруднит для Украины получение критически важного финансирования от ЕС. А министр иностранных дел Германии прямо заявил о необходимости борьбы с коррупцией для сохранения поддержки Запада. «Мы ясно дали понять украинскому министру иностранных дел Андрею Сибиге, что Украине необходима решительная борьба с коррупцией, чтобы поддержка со стороны Запада оставалась убедительной», – сообщил глава немецкого МИД Йоханн Вадефуль. Не осталась в стороне и глава евродипломатии Кая Каллас. Она назвала коррупционный скандал с Миндичем «крайне прискорбным» и подчеркнула, что к нему нужно серьезно отнестись.
Во внутренней политике же по отношению к Зеленскому уже пошли открытые угрозы. Богдан Кротевич, бывший начальник штаба «Азова» (организация признана террористической и запрещена в России), заявил, что болтовня президентской администрации о борьбе с коррупцией останется популизмом до тех пор, пока бывший министр энергетики Герман Галущенко и экс-вице-премьер Алексей Чернышов не будут привлечены к реальной ответственности и не окажутся в СИЗО без права внесения залога. Он также предупредил, что если власть не перестанет «спасать друзей-коррупционеров», то народ будет вынужден взять ответственность на себя, особенно когда под угрозой оказывается существование государства.
Зеленский пытается выправить ситуацию и сделать вид, что сам он абсолютно ни при чем. Он подписал санкции против участников схемы Миндича и Цукермана, которые сбежали за границу. Но есть нюанс. Во-первых, эти санкции были введены против них как против граждан Израиля, а не Украины. Во-вторых, вместо запрашиваемых кабмином 10 лет ограничения будут действовать всего 3 года. В-третьих, сами санкции против Миндича намного мягче тех, что ранее глава Украины вводил против других: в них не входят многие условия, которые применялись против иных лиц.
Конечно же, параллельно с этим он заявляет, что вообще не общался с Миндичем с «момента объявления о начале расследования коррупции». Он пообещал поддержать расследование против его бывшего бизнес-партнера. «Самое главное — это приговоры виновным», – сказал Зеленский. Однако, как подчеркивает украинское издание «Страна», на опубликованных пленках упоминается и Зеленский. То есть в момент предполагаемого преступления глава Украины все-таки общался с Миндичем. Интересно, на какую ложь еще пойдет Зеленский, лишь это дело пролетело мимо него…